К нашему сайту подключен сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, использующий cookie, небольшие текстовые файлы, размещаемые на вашем компьютере с целью анализа пользовательской активности. Вы даёте своё согласие на обработку персональных данных с помощью этого сервиса в порядке, указанном в Политике обработки персональных данных
Хорошо
Можете нас поддержать
Если у вас есть желание поддержать проект, то вы можете пожертвовать любую сумму на его развитие
100 ₽
200 ₽
500 ₽
1000 ₽
Своя сумма
Можете нас поддержать
Если у вас есть желание поддержать проект, то вы можете пожертвовать любую сумму на его развитие
Своя сумма
1000 ₽
500 ₽
200 ₽
100 ₽
Подержать проект

Сердце Смоленска

Храм стоит на месте древнего Мономахова собора 1101 года постройки, который был взорван жителями города трагическим утром 3 июня 1611 года. Это памятник мужеству и героизму многих поколений смолян, не щадивших свои жизни и отстаивающих независимость родной земли.
В 1677 году состоялась закладка Успенского собора, ознаменовавшая возвращение Смоленска из состава Речи Посполитой и возрождение в нём православия.
Собор в вечерних сумерках
Возведение Успенского собора стало «смоленским долгостроем» и заняло 95 лет! Это было вызвано просчётами в проектировании и перерывами в строительных работах.

Первое освящение собора, первоначально имевшего семиглавие, состоялось в 1740 году. Но через 20 лет обрушились западные главы храма – нужно перестраивать.
Завершается строительство в уже 1772 году с пятью главами. С тех пор сильных изменений его облик не претерпевал.
Успенский Собор выполнен в стиле «киевского барокко». Пышность и торжественность внешнего облика покоряет сердца жителей и гостей города, словно праздничная молитва, воплощенная в камне.
Иконостас Успенского Собора - шедевр резного искусства
Иконостас

Не менее завораживает и его внутреннее убранство. Площадь храма превышает 2 000 квадратных метров. Главной достопримечательностью собора является его грандиозный резной пятиярусный иконостас высотой 31 метр

Иконостас собора является шедевром резного искусства. В течение девяти лет с 1730 года над ним трудилась лучшая артель резчиков по дереву под руководством Силы Трусицкого. Выполненный из липового дерева, покрытый сусальным золотом, он впечатляет своим масштабом и красотой.

99 икон разделены богато украшенными колоннами, увитыми виноградной лозой, листьями дуба, аканта и клёна, цветами подсолнуха. Некоторые детали иконостаса посеребрены – это усиливает зрительное восприятие позолоты и объёмность резьбы.


Царские врата Успенского Собора
Царские врата

Особенно выразительна ажурная резьба царских врат, на фоне которой расположены шесть небольших овальных икон.

Ангелы, завершающие пятый ярус иконостаса, подтверждают своё украинское происхождение – пришли в украинские храмы из Польши. Также заимствованным из Польши считается мотив пеликана, увенчивающий царские врата Успенского Собора.

В Киево-Печерской лавре были сосредоточены лучшие художественные силы. Украинское барокко выросло на народной почве, сохранив как фольклорные мотивы, так и глубинную связь с православием. Оно отличалось торжественностью, стремительными архитектурными ритмами, пышной, ажурной декоративной резьбой, яркостью красок и обилием золота.

Святыни Успенского собора

Плащаница, 1561 год.

Плащаница, хранящаяся в Успенском соборе, — прекрасное произведение древнерусского шитья из мастерской Ефросиньи Старицкой, тётки Ивана Грозного. На ней вышиты дата создания (1561) и авторская надпись, расположенная справа вертикально у ног усопшего Спасителя. Надпись шита вязью, золотом в две строки. Она сообщает о том, что плащаница — вклад в Московский Успенский собор на помин души князя Владимира Андреевича, двоюродного брата царя Иоанна Грозного, и его матери Ефросиньи.

В 1812 году французы, отступая из Москвы, вместе с другими ценностями увезли и этот шедевр. Из обоза, отбитого у неприятеля русским отрядом на территории Смоленщины, плащаница была передана в Смоленский Успенский собор. Несколько позже, учитывая важную роль и выдающиеся заслуги Смоленска в Отечественной войне 1812 года, было решено оставить плащаницу на вечное хранение здесь. Ныне она находится в застеклённой витрине у северо-западного столпа.

В России сохранилось ещё три датированных плащаницы, вышедших из мастерской Ефросиньи Старицкой. Одна — в Троице-Сергиевой лавре, вторая — в музеях Московского Кремля и третья — в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Но плащаница Смоленского собора — самая большая и самая лучшая по сохранности. По своей древности, чистоте отделке золотом, серебром и шёлком разных оттенков, мастерству исполнения плащаница представляет собой драгоценную редкость.
Плащаница - шедевр лицевого шитья

Сандалии святого Меркурия

Святой Меркурий – мужественный «воин от юности своей», доблестный защитник славного города от языческого нашествия, мученик и вместе с тем один из наиболее загадочных по своему происхождению, житию и кончине святых мужей в смоленской истории. Воспитанный в православии, святой Меркурий по ревности к истинной вере ушёл из своего отечества на Русь и служил в войске смоленского князя.

В 1238(9) году, когда хан Батый двинул свои полчища на Смоленск, военачальник смоленского князя воин Меркурий, родом из Рима, по велению Пресвятой Богородицы выступил на защиту Её города и сразился с татарами у Долгомостья, что в 25 верстах от Смоленска. Сразив татарского исполина, Меркурий, поддерживаемый Божией Матерью, которая явилась на небе вместе с ангелами во время битвы, стремительно одолевал татар, так что те вынуждены были спасаться бегством. Но вместе со славной победой доблестному воину Меркурию Святая Дева перед сражением предсказала и мученический венец. После успешной битвы Меркурию суждено было умереть – его обезглавил убегавший татарин.

Сандалии Меркурия хранятся в Свято-Успенском кафедральном соборе, напротив Царских врат.

Одигитрия Смоленская

В Успенском соборе находится чудотворный список с оригинала иконы «Одигитрия», который бесследно исчез после 1941 года. Образ был подарен Борисом Годуновым в 1602 году на освящение Смоленской крепости. Эта икона была написана «не в меру, но в подобие» Одигитрии.

Пути двух икон, словно старшей и младшей сестёр, будут не раз пересекаться. В 1812 году их эвакуировали из города. Три месяца Одигитрия Годунова находилась в зарядном ящике артиллерийской роты. Накануне Бородинского сражения, 25 августа, по приказу М.И. Кутузова икону обнесли по рядам стотысячной армии и отслужили молебен. Этот факт описан Л.Н. Толстым в романе «Война и мир».

После Отечественной войны иконы возвращены в Смоленск. Но в 1941 году исчезает византийский образ, подаренный Владимиром Мономахом. Сегодня на её месте находится свидетельница Бородинской битвы, подаренный образ Борисом Годуновым, «младшая сестра» оригинала.
Первообраз иконы "Одигитрия" - слева (исчезнувший), 1912 год
Образ, подаренный Борисом Годуновым, - справа (находится в Успенском соборе)
Посмотреть на Яндекс.Картах
Посмотреть объект на панораме + аудиогид