К нашему сайту подключен сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, использующий cookie, небольшие текстовые файлы, размещаемые на вашем компьютере с целью анализа пользовательской активности. Вы даёте своё согласие на обработку персональных данных с помощью этого сервиса в порядке, указанном в Политике обработки персональных данных
Хорошо
Можете нас поддержать
Если у вас есть желание поддержать проект, то вы можете пожертвовать любую сумму на его развитие
100 ₽
200 ₽
500 ₽
1000 ₽
Своя сумма
Можете нас поддержать
Если у вас есть желание поддержать проект, то вы можете пожертвовать любую сумму на его развитие
Своя сумма
1000 ₽
500 ₽
200 ₽
100 ₽
Подержать проект

Лазаревские ворота

По церкви святого Лазаря

Свое название утраченные ворота получили по церкви святого Лазаря, располагавшейся рядом. В источниках встречается и другое название – Духовские ворота. Вероятно, название было перенесено со старых деревянных ворот на этом участке от прошлой деревянной крепости.
В свою очередь, Духовскими воротам могли назвать по монастырю Святого Духа.

Загадка башни

Одна из загадок этой башни заключается в том, что не ясно, какой тип проезда в ней был – прямой или «коленом». Смоленский археолог Ф.Э. Модестов считал, что Лазаревскую башню как воротную просто не успели достроить из-за обвала северной стороны по причине паводка в 1599 году. После этого было принято решение не делать ворота, а выстроить большую четырехгранную башню.
Лазаревские ворота испытывали те же трудности, что и другие башни на северном участке крепости вдоль Днепра – сползание грунта, что вело к разрушению стены. Уже в XVII веке со стороны Днепра башня была усилена контрфорсом. В конце XVII века башня была в плохом состоянии – обвалилась облицовка стены. После ремонта в начале XVIII века в башне разместили сначала пороховой погреб, а затем склад.

Башня была уничтожена по приказу Наполеона в ночь на 5 ноября 1812 года. Башня была полуразрушена, на ней пошли огромные трещины, местами осыпалась, но стояла. В 1835 году при губернаторе Н.И. Хмельницком она была разобрана до подошвенного уровня, а затем - до основания, как и соседние участки прясел.

В 1889 году на месте башни была устроена городская водокачка, а в 1901 году рядом с ней появилась станция электрического трамвая.

Посмотреть объект на панораме
Скачать справку об объекте в PDF