К нашему сайту подключен сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, использующий cookie, небольшие текстовые файлы, размещаемые на вашем компьютере с целью анализа пользовательской активности. Вы даёте своё согласие на обработку персональных данных с помощью этого сервиса в порядке, указанном в Политике обработки персональных данных
Хорошо
Можете нас поддержать
Если у вас есть желание поддержать проект, то вы можете пожертвовать любую сумму на его развитие
100 ₽
200 ₽
500 ₽
1000 ₽
Своя сумма
Можете нас поддержать
Если у вас есть желание поддержать проект, то вы можете пожертвовать любую сумму на его развитие
Своя сумма
1000 ₽
500 ₽
200 ₽
100 ₽
Подержать проект

Храм Петра и Павла

Самый древний храм на Смоленщине

Храм во имя святых апостолов Петра и Павла - свидетель 1000-летней истории Смоленска, один из немногих, дошедших до нашего времени памятников домонгольской Руси. Его основатель – основоположник династии смоленских князей Ростислав Мстиславович, названый в народе «Набожный». Князь Ростислав является одним из выдающихся государственных и церковных деятелей Руси середины XII века. Город в его княжение процветал.
Здесь, на берегу Днепра, обосновалась загородная княжеская резиденция, жила его дружина, охотники и слуги.
Святой угодник Божий, благоверный князь Ростислав (в святом крещении Михаил) Мстиславович Набожный, сын Мстислава Великого, внук Владимира Мономаха, праправнук равноапостольного Владимира Святого, княжил в Смоленске с 1125 по 1160 год.

При нём построены дерево-земляные укрепления, основаны поселения Рославль, Мстиславль (Могилевская область, в честь отца Ростислава), Кричев, Красный, Каспля, Вержавск (не сохранен), Дорогобуж, Ельня, в 1136 году учреждена самостоятельная епархия. Поддерживал вечевое право.

«Он любил мир, тишину отечества, справедливость и боялся запятнать себя кровью».


После 1168 года храм становится из княжеского приходским (мирским).

В период польского владычества в Смоленске Петропавловских храм превращён в костёл. Об этом свидетельствует растёсанный портал на хорах храма, предназначенный для установки органа. Храм был украшен лучшими произведениями художников Рубенса, Гвидо Рени, Тинторетто и других мастеров. В период 1625-1637 годов Петропавловская церковь становится центром униатства в Смоленске.

Петропавловская церковь сильно пострадала в Отечественную войну 1812 года. Французы вошли в Смоленск 6 августа 1812 года. После ранней обедни все жители Петропавловского прихода, а также духовенство, взяв святое миро и святые Дары, бросили храм на произвол судьбы.

Униатство на Смоленщине в польский период

Униатская архиепископия была открыта в Смоленске в 1625 году. Брестская уния (1596 год) - объединение на территории Речи Посполитой католической и православной церквей. Согласно унии, православная церковь признавала своим главой римского папу, но сохраняла богослужения на славянском языке и обряды православной церкви. Цель унии – обеспечение православному духовенству положения, равного положению католического духовенства.

Уния не имела абсолютно никакого успеха в Смоленске, несмотря на то, что в 1639 году во всем Смоленском и даже Дорогобужском уездах было прекращено богослужение по православно-греческому обряду. Смоляне выходили из кафедральной церкви униатского епископа, если он начинал говорить проповедь. В 1640 году последовал отказ со стороны польского правительства на просьбу Павла Салтыкова о дозволении построить в Смоленске православную церковь. При архиепископе Андрее Квашницком сожжен последний православный храм Смоленска.

После возвращения Смоленска в Россию храм снова стал православным. К нему примыкал дворец, над которым выстроили третий этаж. В 1659 году в городе восстановлена православная архиерейская кафедра, архиепископия.
Гонения на церковь после 1918 года не обошли храмы Смоленска. С 1927-го по 1935 год при архиепископе Серафиме он был кафедральным, то есть главным храмом Смоленской епархии. Затем храм закрыли и организовали архив.
В 1943 году во время Великой Отечественной войны все здания храмового комплекса пострадали. К 1100-летию города их решили восстановить.

В 1962–1963 годах смоленские реставраторы во главе с Петром Барановским удалили третий этаж палат, отделили от них древний храм Петра и Павла и вернули ему первоначальный облик.
26 мая 1991 года в древнем храме спустя многие годы испытаний возобновилась церковная жизнь.
Храм до реставрации (фото слева) и после
Этот редкий памятник домонгольского зодчества не только уцелел, но и был восстановлен в первоначальных формах благодаря великому реставратору Петру Дмитриевичу Барановскому
Предельно простые, лаконичные, полные величия и монументальности формы Петропавловского храма невольно напоминают о том, что Древняя Русь через Византию была наследницей античных традиций, что простота и гармония форм, заложенные в основу этой архитектуры, были удачно продолжены и талантливо переработаны нашими древними народными мастерами.
Пётр Барановский
Реставратор, архитектор
Храм Петра и Павла (справа) и храм святой Варвары
Облик Петропавловской церкви очень гармоничен – это типичный пример крестово-купольного храма. Строгий кубический объём увенчан широким барабаном и полусферическим завершением. С восточной стороны три полукруглые апсиды. Стены сложены из плинфы – плоского кирпича византийского образца. Храм был украшен фресками, поливной плиткой, 12 голосников улучшали акустику храма. Иконостас был одноярусным. Богатство храма также составляют граффити. Одна из них: «Господи, помози рабу твоему Василию Усову».

Когда-то на месте рядом стоящего храма святой Варвары находились княжеские палаты, был «надземный» переход из Петропавловской церкви в княжеский дворец.
Церковь святой Варвары

Средства на строительство церкви святой Варвары в своё время выделил смоленский купец Афанасий Алексеевич Кремлицын – выходец из известного купеческого рода. Торговал пенькой – традиционным смоленским товаром. Пожертвовал крупную часть капитала на строительства церкви после ухода сына. Но в 1750 году купца не стало. Он оставил деньги на строительство храма, но из-за тяжбы между обиженными двоюродными братьями храм стоял недостроенным. Возведение было закончено стараниями купца Андрея Сысоева, который построил в городе и храм Воскресения Словущего.

У западного торца построена шатровая колокольня с двумя крыльцами-лестницами, с ползучими арками. Над палатами построена церковь великомученицы Варвары.
Посмотреть на Яндекс.Картах
Посмотреть объект на панораме